Скажем сразу: берегов Кендура мы не достигли. Хотя без труда нашли две тропинки, которые явно вели только к озеру: а больше просто некуда! Но экспедиция пошла по третьему варианту, воспользовавшись старой картой 50-х годов, где была нарисована явная дорога к берегу. В итоге мы описали 3/4 круга по лесу на расстоянии менее 1 км от озера, не хватило каких-то двух часов. Но обо всем по порядку.
Озеро Кендур (менее 300 м в диаметре) лежит среди лесов и болот Владимирской Мещеры, примерно на полпути между Костерево и Мишеронью. К озеру очень близко подходит грунтовая военная дорога, проходящая насквозь через весь Великий Лес. У нас она получила условное название: «Желтая Дорога». Во-первых, она действительно желтая, от песка. Во-вторых, у Кузьмина есть такая песня:
Желтая Дорога, пыль и безнадега,
Отдохну немного, и продолжу путь,
На душе усталость, и в коленях слабость,
Где ж былая сладость, что томила грудь!
А за поворотом - лужи и болота,
Напевает что-то, как обычно, дождь,
И знакомый голос шелестит как колос:
«Ах, пропадешь, ах, пропадешь, ах, пропадешь.....!»
Мы никогда не слышали, чтобы Кузьмин ездил по ней на велосипеде, но более точные слова наверное не подобрал бы сам Пушкин! Хотя все, что окружает Желтую дорогу - безумно красиво и интересно. Главные факторы сложности: 1) Глубокий труднопроходимый песок; 2) Обилие жидкой грязи на перегоне напротив Кендура; 3) Кровососущие насекомые. Песок, на наше счастье, оказался хорошо смоченный дождем, что несколько облегчило путь. Грязь немного подсохла. Пик насекомых уже прошел. Так что в целом дорога оказалась легче, чем ожидали. По крайней мере, большую часть пути мы провели все-таки в седле! Желтая дорога начинается от Костеревского моста через Клязьму. До него от Петушков - около 17 км. Есть песчанная дорога на восток, сразу после Петушковского моста, по правому берегу Клязьмы. Учитывая общую сложность пути, мы решили немного сэкономить на экстриме, и доехать до Костерево параллельно левому берегу, удобной проселочной дорогой через деревни Молодилово и Аксеново. За Костеревским мостом, 4 км спустя, находится военная часть. Дорога до нее, так сказать, "улучшенная": перемешанная с гравием, и неплохо укатанная. Ехать легко. |
|
Не доходя около 1 км до части - поворот направо, и сразу начинается песок по полной программе!
Дорога делает 2 поворота, обходит военную часть. Надо держаться главной, дороги, самой разьезженной и труднопроходимой. Спустя 7 км после Костеревского моста дорога уходит прямо на юг.
Проезжаем ручей м.Ушма, хорошие мостки. Ручей в этом году полноводный. На нем - плотины бобров. Налево куда-то уходит хорошая лесная дорога, ориентир - щитовая будка на насыпном холме.
Еще немного дальше - река б.Ушма с прохладной коричневой водой. Течение слабее обычного. Здесь, у моста, удобно искупаться.
По обоим сторонам дороги - подболоченный лес, сосны постепенно вытесняются ольхой. 2,5 км спустя дорога поворачивает левее. Песок сменяется торфяной грязью, глубокие лужи. Часто спешиваемся. Кругом - болотистое мелколесье. В грязи - следы гатей из больших бревен.
Километр после поворота - грязная и мокрая тропинка в траве, в сторону Кендура.
Менее километра спустя - еще одна такая же.
Но наш поворот - немного дальше, точка для навигатора была приготовлена заранее. И вот - поворот направо, дорога старая, заросшая травой и местами заваленная кустами, но в целом очень неплохо проходимая, особенно после песков и грязи. Вокруг начинается красивый хвойный лес. Спустя 1,6 км - большое открытое пространство, поросшее высокой травой, кустами и отдельными ольховыми деревьями. Это высохшее луговое болото. Дорога резко поворачивает вправо и снова уходит в лес. Навигатор показывает, что озеро - в километре справа. Едем и высматриваем какой-нибудь поворот.
Немного спустя - развилка. Уходим вправо.
Дорога обрывается в высокотравном березовом мелколесье. Впереди - просвет и болото. Охотничья стоянка, кострище. Озеро - опять в километре справа. Там - нехоженный лес. Пробуем все же пройти пешком, но посмотрев на часы плюем на это занятие. Возвращаемся на сухое болото разбивать лагерь на его окраине.
Там - очень удобная сухая площадка на краю дороги. Впрочем, ощущения, что рядом - какой-то путь нету совершенно: по дороге явно не ездили несколько лет.
А вот с водой немного не рассчитали, почти кончилась. Обошли болото, вымокли в росе, но не нашли ни капли. К счастью, на старой дороге нашлась древняя колея с лужицей, вода - чистая и холодная. Ночью 5 минут моросил легкий дождь, тепло. К лагерю подкрался лисенок, видимо на запах съестного. В середине ночи на болоте кто-то лаял, как собака, но это была не собака. |
||||
Лагерь на
краю болота |
||||
Резкий, тявкающий, хрипловатый крик. Судя по ритмичности - какая-то птица. И еще кричали журавли. Итак, по данным навигатора, мы описали вокруг Кендура 3/4 круга в радиусе 1 км. Ни дороги, ни тропы к нему не подходит. Есть пара каких-то наметок, но если это и был путь, он зарос полностью, и очень густо. Карта безнадежно устарела. Кстати, на ней нет и сухого болота: только лес. А вот на "арбалетовской" километровке - есть. И дорога наша на ней уходит.....ну, никак не на Кендур! К озеру пробиваться не стали: время ограничено, надо залезть в Кривандинскую электричку до воскресного потока. Выходим на Желтую дорогу - и на юг. Через 1 км налево уходит объезд, капитальный и хорошо наезженный. Если по Желтой дороге ехать прямо - начинается перегон через лес, растущий из болота. Насыпь здесь дорогу не держит. Три года назад пробовали ломануться напрямую - прокляли все на свете! |
||||
Мы едим сосиски, а мошка ест нас |
||||
Объезд идет красивым высокоствольным бором. Ну и враги России рубят его почем зря (Архангельск-то далеко, туда же в лом ехать!). Через 4 км - поворот налево на дорогу, прямую, как стрела. Но это не Желтая дорога! Признак - очень хороший утрамбованный неразъезженный песок, так и тянет туда свернуть. Не надо! Надо проехать прямо еще 0,8 км - и вот снова Желтая дорога со своим жутким грунтом! Перегон до Мишерони время от времени пересекают небольшие болотины. Что характерно: они присыпаны битым стеклом - отходами с Мишеронского стекольного завода. Когда ехали здесь первый раз, аккуратно переносили велосипеды через эти присыпки. Перенесли раз, другой, третий.....уже не успеваем на последний поезд. Рванули сгоряча прямо по стеклам - и тут выяснилось, что стекляшки обкатанные, без острых краев. Так что ехать можно! |
||||
Лес вокруг Кендура |
||||
Мишеронь -
небольшой поселок, большей частью одноэтажный. Со всех сторон окружен лесом. На
юг - асфальтовая дорога на Шатуру и Кривандино. Движение редкое. До Кривандино
- 35 км. По пути успеваем искупаться в Белом озере, оно возле шоссе. Вылезаем
из озера уже под дождем (зря в воду
залезали). По пути еще раз попадаем под хороший ливень, и до Кривандино
успеваем высохнуть. Садимся на поезд 16-20 (примерно), поезд полупустой,
несмотря на воскресный вечер. Постепенно он наполняется, но в пределах
разумного. Таким образом, успеваем выехать до основного потока.